вторник, 20 апреля 2010 г.

Новый год в Индии

При беглом взгляде на индийскую историю возникает впечатление, что каждый индусский правитель в древности и средневековье основывал собственную "эру", усматривая в этом простой способ увековечить свое имя. Однако большинство "эр" не сумело пережить соответствующие династии. Тем не менее, в различных районах страны сохраняются многообразные "эры", создавая разнобой в праздновании Нового года. При этом необходимо подчеркнуть, что даже те, кто следуют одному и тому же календарю, начинают счет дней Нового года в разные месяцы: кто с месяца Чайтра, а кто с месяцев Картик, Асарха или Байсакха.

В Европе Новый год принято отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. В Индии этот календарь был введен англичанами и на протяжении всего их правления оставался практически единственным официальным календарем. Таковым остается он и сейчас.

Как и у нас, предновогодняя почта заполнена поздравительными открытками, адресованными родственникам и друзьям. При встрече люди приветствуют друг друга: "С Новым годом!". Точно так же принимаются категорические решения бросить в предстоящем году курить, пить джин или "бханг", жевать бетель и вообще "начать новую жизнь", которые впоследствии с тем же успехом не претворяются в жизнь.

В глазах христиан Новый год надлежит праздновать за семейным столом. Однако некоторые организации в Индии устраивают новогодние балы и обеды. В полночь танцы прерываются, и церемониймейстер объявляет о наступлении Нового года.

До британского завоевания, да и при англичанах, в Индии, особенно в Махараштре и на юге, был широко распространен лунно-солнечный календарь эры Шака. С провозглашением независимости в стране стала ощущаться потребность в солнечном календаре, и в 1957 г. правительство приняло в качестве такового счет Шака с некоторыми изменениями. Год календаря Шака начинается с первого дня месяца Чайтра, соответствующего 22 марта в обычные годы и 21 - в високосные. Таким образом, согласно национальному индийскому календарю, Новый год начинается в день весеннего равноденствия, как и в ряде других районов мира, например, в Иране.

До того как правительство Индии объявило календарь Шака официальным, он был лунным с дополнительными днями, помогавшими добиться соответствия месяцев временам года. До наших дней кое-кто из индусов ведет счет по-старому и в результате отмечает некоторые праздники в иные дни, нежели объявленные правительством. В Махараштре, новогодний праздник называется "Гуди парва" ("сначала знамя"). Основная церемония на нем - поднятие шелкового с золотом знамени на длинном шесте и оказание ему почестей, что, по-видимому, является напоминанием о древней церемонии водружения флага. Отмечается "Гуди парва" в первый день месяца Чайтра, однако по старому, а не по национальному календарю.

В штате Андхра-Прадеш Новый год называется Угади, что означает "начало юги" (эры) и отмечается обычно праздничной трапезой. Другой важный новогодний церемониал жителей Андхры (народ телугу) носит название "Панчанга шравана" ("слушание календаря"). Человек, хорошо разбирающийся в астрологии, объясняет собравшимся, какие из дней нового календаря являются благоприятными и неблагоприятными, какие дни наиболее способствуют коммерческим сделкам, в какой месяц лучше всего заключать браки и т.п.

В Гуджарате и ряде районов Севера страны принято летосчисление Викрам, начинающееся, как это видно из названия, с первого года царствования царя Викрамадитьи. Историки, как правило, считают, что Викрамадитьей называли Чандрагупту Второго, правившего в IV-V вв. н.э. Однако эра Викрам "старше" христианской. Это несоответствие так и остается до конца не разъясненным. Установлено, что примерно до девятого столетия это летосчисление носило название "Самват" (год), а его связь с именем Викрамадитьи возникла позднее.

Эра Коллам распространена главным образом в Керале. По преданию, она начинается с того дня, когда легендарный Парашурама освободил землю Кералы из-под власти моря. Эта эра включает несколько циклов продолжительностью тысяча лет каждый. Три из них уже миновали, и в настоящее время мы переживаем четвертый. Однако нынешний цикл уже прошел тысячелетнюю отметку, и 1992 год, скажем, соответствует году Коллам 1167/1168. Месяцы года Коллам строятся по солнечному календарю и называются двенадцатью знаками Зодиака. Вишу - день Нового года - отмечается на второй день месяца Медом (Овен, или "меша" - на хинди), когда Солнце, как считается, входит в соответствующий знак Зодиака.

С Вишу связан обряд "кани" - приготовления за ночь предмета, считающегося хорошей приметой, на который при пробуждении утром первого новогоднего дня неизбежно упал бы взгляд каждого члена семьи, что обеспечило бы ему удачу в течение всего года. Обычно "кани" готовится у восточной стены лучшей комнаты в доме. Другой интересный момент празднования Нового года по календарю Коллам - раздача подарков: богатыми - бедным родственникам и слугам, старшими в семье - более молодым и детям. Считается, что в течение года удача не будет покидать человека, если он получит подарок в день Вишу. Те же, кто приносят дар, также будут отмечены судьбой, ибо им воздается в тысячекратном размере. Принятие подарков носит название "Вишу кунитам" - простирание руки за Вишу.

Часть парсов - потомков древних переселенцев из Ирана, придерживающихся религии зороастризма, - следует фаслийскому календарю, согласно которому Новый год начинается в день весеннего солнцестояния. Празднование парсами Нового года уходит корнями в далекое прошлое, во времена легендарного персидского царя Джамшеда, создавшего вино и систематизировавшего календарь. Он ввел в персидский календарь счет по солнечным месяцам и установил в качестве начала года вхождение Солнца в знак Овена. Этот день, получивший название "Навроз" или "Джамшед Навроз", отмечался в Древней Персии пышными пирами с обильными возлияниями вина и, вероятно, в те времена был важнейшим праздником. Даже после завоевания Персии арабами и введения ими лунного календаря многие цари продолжали праздновать Навроз. При этом шииты считали этот день также днем коронации Али.

Представители более ортодоксальных парсийских верований, однако, отмечают приход Нового года, называемого Патети, в сентябре, после того как дующие с юго-запада муссонные ветры утрачивают свою неистовость. Парсам свойственно отмечать Патети, как и все праздники, ношением нарядных одежд, совершением молитв в храмах, обменом поздравлениями, раздачей милостыни и обильными трапезами, устраиваемыми в семейном кругу или в городских садах.

В Бенгалии принято летосчисление эры Бенгали сан, происхождение которой восходит к 594 г. н.э. Летосчисление здесь ведется по солнечному календарю, и Новый год начинается с весеннего солнцестояния, однако праздник приходится не на 21 или 22 марта, а на середину апреля - вследствие погрешностей, накопившихся в счете в течение веков.

Важная черта бенгальского Нового года - Прабхат пхери (процессии на заре), сопровождаемые музыкой и танцами. Хорошей приметой считается принять омовение ранним утром первого дня Нового года. Полы в домах украшены разноцветными рисунками, выполненными рисовой мукой. Это искусство украшения пола носит в Бенгалии название "Аллана". Как и в других местах, праздник предполагает ношение новых одежд и устройство пышного пиршества.

Перечисленными праздниками не исчерпывается все многообразие новогодних традиций в Индии. До сих пор среди некоторых групп населения жизнь течет по полузабытым календарям древних эпох. Кроме того, многие индийцы придерживаются летосчислений, о которых мы говорили выше, но начинают Новый год в иные дни. Например, для пенджабцев он наступает в первый день месяца Байсакх. Для некоторых других жителей страны - в месяц Асарха (июнь-июль). Кашмирский новый год по календарю Саптарши начинается в весеннее солнцестояние, а ламаистский, называемый в Ладакхе "мела лосар", празднуется в декабре. Наконец, в Ассаме Новый год - Гору - отмечается в апреле-мае как праздник в честь домашнего скота: животных ласкают и кормят гуром (тростниковым сахаром) и другими лакомствами.

taken from http://www.countries.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий